Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Если не Ленин, то кто? Россияне набросали идей

Юлия Судакова17 сентября 2020 16 423
2020-09-18T11:42:04.133000+00:00
Если не Ленин, то кто? Россияне набросали идей
Идея реконцепции Мавзолея Ленина вызвала бурное обсуждение в обществе, к которому подключились и прагматики, и циники, и консерваторы.

Союз архитекторов России объявил конкурс на лучшую идею реконцепции Мавзолея Ленина. Участникам предложили разработать наброски эскизов реиспользования Мавзолея как музея, посвященного его проектированию и строительству. Итоги спецпроекта «Мавзолей» должны были представить на фестивале «Зодчество» в ноябре.

За пару дней россияне успели горячо обсудить главную российскую гробницу и судьбу ее обитателя. Не каждый день предлагается уничтожить (а именно так многие восприняли предложение) один из символов не только эпохи, но и страны.

«Мавзолей — копия халдейского зиккурата. Место силы в Вавилонской языческой религии. Это не случайная форма и не творение советских дизайнеров», — обосновывает важность гробницы пользователь Facebook Андрей К.

Мы собрали наиболее популярные и интересные варианты, которые пришли в голову простым людям и специалистам. 

«Перепрофилировать, всенепременно перепрофилировать!»

Идеи оказались самыми абсурдными — примечательно, что некоторые авторы считают свои предложения, наоборот, достойными самого серьезного рассмотрения. Впрочем, большинство сочло конкурс поводом повеселиться, поскольку серьезно к этому относиться невозможно. Отсюда и странные идеи, которые при иных обстоятельствах можно было бы счесть оскорбительными, но Ленин и сам был очень саркастичным товарищем, поэтому вряд ли бы обиделся — скорее подбросил бы несколько вариантов. 

Вождь мирового пролетариата, спустя столетие дождавшийся воскрешения какими-нибудь британскими учеными, виртуально участвует в обсуждении судьбы Мавзолея. 

«За ненадобностью, а также по морально-этическим соображениям воскресший Ленин не будет пользоваться Мавзолеем ни в каком статусе. Я будто бы слышу его настойчивый призыв: “Перепрофилировать, всенепременно перепрофилировать!”» — шутит эксперт в области недвижимости Артем Цогоев и предлагает сделать из Мавзолея… коворкинг или VIP-переговорную. Да, света маловато, зато приватно и отличная слышимость. Плюс высочайший статус договора, который подписан в прямом смысле у стен Кремля.

«Здесь бы ресторан хороший! Только название устрашающее поменять и летнюю веранду продумать в щусевском духе. А сверху — стилизованную главку поставить, в духе времени. Так сказать, “скрепить”», — мечтает Игорь М.

самые странные предложения
  • пункт выдачи Ozon;
  • магазин «ВкусВилл» или «Пятерочка» (в качестве отсылки к историческому прошлому — портреты Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева и Горбачева);
  • сувенирный магазин «Ленин» с продукцией под одноименным товарным знаком;
  • музей восковых фигур;
  • офис КПРФ (Ленина при этом можно и оставить);
  • парковая зона — московский вариант «висячих садов Семирамиды»;
  • «MovieЗалей» — интерактивный кинотеатр со специализацией на исторических фильмах и классическом синематографе;
  • бар или кофейня для экстремалов;
  • салон красоты Лены Лениной;
  • торговый центр (в связи с острой нехваткой подобных объектов в Москве);
  • место для первой брачной ночи молодоженов.

Ярмарка меда, вход в метро и стрелялка «Увернись от покушения»

Телеведущий Иван Ургант сравнил конкурс Союза архитекторов с конкурсом на лучший проект лофт-апартаментов в здании Бутырской тюрьмы или на лучший вариант использования космодрома «Восточный». Кстати, интересные мысли насчет использования усыпальницы Ленина Ургант озвучивал еще весной — тогда он предложил использовать ее как убежище от коронавируса.

Среди других предложений — музей Красной площади, музей истории ГУЛАГа, фотовыставка памяти жертв репрессий или революции: «А то что он там один — скучно!» — уверена москвичка Оксана Т.

Главный редактор издания «Искусство и кино» Антон Долин считает, что Мавзолей следует ненавязчиво «десакрализировать» и «музеизировать», оставив и тело Ленина, и само строение на месте, но открыв вход в удобные для туристов часы (с 10 до 18), заменив почетный караул охранником на рамке и неприветливой бабулькой-смотрительницей и сделав платный вход. На выходе туристов должен непременно ждать сувенирный киоск с открытками, блокнотами и ластиками.

Марк Г. добавляет, что «в качестве плана развития можно устраивать еще временные блокбастер-выставки. Иногда выставлять что-то из запасников. И само собой было бы неплохо пополнить коллекцию новым экспонатом». 

Михаил С. отмечает, что «цена входа должна покрывать расходы на содержание мумии. Если аттракцион не окупится, придется выносить на кладбище. Портреты жертв Ленина должны быть на входе и выходе».

Евгений З. дополняет идею Долина выдачей тапочек на входе (можно белых), а Кирилл Г. включил бы в музейно-мавзолейный прейскурант предложение сделать селфи с вождем (можно прилечь рядом — за отдельную плату).

Фантазия Вячеслава Г. простирается еще дальше: «Лучше вместо неприветливой бабульки — двойника Ленина. И чтоб он с каждым за руку здоровался и на субботник приглашал».

«Я бы сделал внутри Мавзолея молчаливую VR-зону с фильмом по мотивам жизни Ленина: и вот стоит этот саркофаг с мумией, а вокруг него на крутящихся стульях молчаливо сидят люди и играют в разные VR-эпизоды: для детей — "Построй шалаш в Разливе", для взрослых — экшн-игра/гонки "Бронированный поезд", стрелялка "Увернись от покушения" — вот это всё, про наследие», — предлагает Георгий М.

«Я бы сделал общественный туалет. И место подходящее, и опять же традиция занимать очередь сохранится...» — такая идея пришла в голову Максиму С., а поисковая экспедиция Циан.Журнала вынуждена признать, что идея организовать на месте Мавзолея общественный туалет является одной из самых популярных.

«Вместо ЛЕНИН написать «М» и сделать там еще один вход в метро», — считает Сергей К., но в ответ ему из соседней ветки обсуждения доносится: «Я бы в такую станцию "Морг" не вошла!»

Ирина М. убеждена, что Мавзолей Ленина реально на скорую руку переобуть в маникюрный салон Лены Лениной: «По габаритам вполне подходит, да и вывеску особо менять не придется — буковку игривую добавить, и достаточно! Опять же: место проходное, вид красивый, кругом эстетика — всё как женщины любят».

А Мария М. разработала целую концепцию: «Думаю, в Мавзолее должна быть ярмарка меда. Ассоциативный ряд выберите по вкусу. В глубине, на самых козырных местах, будет мед из всяких монастырских подворий. Отдельный прилавок будет у меда в красивых банках с двуглавыми орлами на этикетках. Поближе к выходу — хипстерский крем-мед и бумерские подделки под него. В углу будет стоять странный киоск с лечебным медом, иппликаторами Кузнецова и мумиё (ха! ха!). А самый вкусный мед будет, конечно, с лотка на улице и за углом — секретно, для понимающих».

Снести и построить

Участники группы «Москвичи против сноса» как всегда развернули обсуждение в привычное русло. «Я понял. Чтобы народ сильно не сосредотачивался на реальных проблемах, создают отвлекающий маневр. Пока будут отстаивать Мавзолей, снесут остальную Москву», — подозревает Руслан Х.

«Больше мест не осталось для плитки и реновации? Вроде должны по правилам в том же районе переселить?» — шутит Алексей Х.

«Вместо Мавзолея мечеть планируют построить? Красная площадь вполне подойдет для многочисленных мусульманских праздников. Потом Кремлевскую стену и Кремль — под реновацию. Главное — устроить правильное электронное голосование», — рассуждает Светлана К.

«Судя по тому, какие в Москве архитекторы, будет ужас многоэтажный и разноцветный», — подытожила Галина В.

«Тотальный музей»

Большинство специалистов считает, что Мавзолей должен остаться музеем, но ви́дение, каким именно, у них кардинально разное.

Так, заведующий отделом культуры древности в Институте мировой культуры МГУ Алексей Лидов полагает, что его следует превратить в музей «большевистской диктатуры, где будут собраны и документы о преступлениях, и архитектурная часть с конкурсами проектов» (при этом завотделом согласен оставить и «мумию» с «могильником»). По словам Лидова, может получиться уникальный объект «без вандализма и выкапывания-выкидывания мертвецов».

Специалист по историко-архивной работе Борис Бочарников напомнил, что под трибунами Мавзолея находятся подземные лаборатории 1970-х годов, которые логично использовать для археологического музея. «Да и саму Красную площадь я бы музеефицировал, а в ГУМе открыл бы выставочные залы ГИМа (Государственного исторического музея. — Прим. ред.). Нужен тотальный музей, а не площадка для развлечения», — утверждает он.

Известный урбанист Петр Иванов сделал бы из Мавзолея культурный центр. С точки зрения архитектуры никаких изменений не потребовалось бы, зато очень пригодилась бы команда сильных арт- и фестивальных продюсеров: они бы транслировали сложную историческую память.

Представительница делового клуба «Наследие и экономика» Юлия Куварзина предлагает создать музей лидеров СССР, которые в разное время стояли сверху. При этом организовать возможность пообщаться, например, со Сталиным — современные технологии позволяют такой опыт (нечто похожее проводили на одной из художественных выставок, когда посетители имели шанс «поговорить» с интерактивным Сальвадором Дали).

Голографический Ленин

Накал страстей вокруг конкурса вынудил президента Союза архитекторов России Николая Шумакова отказаться от проведения конкурса. «Никто не хотел сносить мавзолей, никто не хотел выносить тело Ленина, но условия конкурса никто не читает, и совершенно оголтелые есть личности, которые обвиняют меня во всем: что я сношу мавзолей, что я выбрасываю на помойку Ленина», — заявил он РБК.

По мнению куратора спецпроекта «Мавзолей» Ирины Коробьиной, конкурс не имел политической подоплеки — его задачей было «собрать максимальное количество архитектурных идей, какими бы неоднозначными они ни были».

По ее словам, самым приемлемым вариантом дальнейшего использования Мавзолея стало бы его превращение в музей, посвященный когда-то созданным трем версиям усыпальницы и конкурсу на саркофаг. Самого Ленина Коробьина сохранила бы в голографическом формате.

как россияне относятся к мавзолею

По результатам опроса ВЦИОМа, для 39% россиян Мавзолей Ленина — обычный туристический объект. Только каждый пятый (18%) считает, что тело вождя находится там по праву, а 38% респондентов думают, что Мавзолей с телом умершего Ленина на главной площади страны — это противоестественно. 32% респондентов в 2017 году были за то, чтобы немедленно захоронить тело Ленина, 31% — за то, чтобы предать земле, но позже, а еще 31% высказывался за сохранение существующего положения.

Если серьезно, то полноценно заменить Мавзолей на что-то принципиально иное не выйдет. Мавзолей — не только и не столько ностальгический объект, но и постоянное напоминание о значении истории в жизни любого государства и его народа.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#архитектура#опрос
городархитектураопрос
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru