недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/НовостройкиВторичнаяЗагороднаяКоммерческаяАрендаДизайн и Ремонт

Все стороны цвета: как он управляет вашим состоянием

3 592
Все стороны цвета: как он управляет вашим состоянием
А вам тоже было не комфортно в школьном кабинете? Цвет стен напрямую имеет к этому отношение

Как цвет «включает» разные уровни нервной системы человека и почему нельзя покрасить все в один оттенок и ждать, что люди всегда одинаково будут его воспринимать, за что стоит сказать спасибо Ньютону и Гете и как самому научиться правильно сочетать цвета — разбираем с экспертом то, в чем все путаются и какая палитра лучше всего подходит для небольших квартир.

avatar

Антонина Гарасько,ART-директор студии OZ.ATR, художник, член творческих союзов, преподаватель колористики и профессиональной подачи объекта в Международной Школе Дизайна

Цвет возбуждает, цвет расслабляет, цвет злит

Существуют два уровня влияния цвета на человека — безусловный и условный. Безусловный связан с работой симпатической и парасимпатической нервных систем. Первый реагирует на рефлексы «бери и беги», когда человек испытывает стресс, вынужден спасаться. Симпатическую нервную систему включает, например, красный цвет. А парасимпатическая реагирует, когда человеку требуется расслабление — на этот влияет холодный спектр оттенков, например, сине-зеленый.

Эти процессы происходят внутри нас независимо от предпочтений человека. Но с ними все не так однозначно. Не думайте, что если покрасить офис в красный, то сотрудники все время в нем будут чувствовать себя собранными. Человек не может все время находиться в возбужденном состоянии, поэтому симпатическая нервная система в таком пространстве со временем начнет испытывать стресс: красный цвет будет ее только тормозить — так человек начинает сильно утомляться. Также работает и парасимпатика: если покрасить стены в зеленый цвет, он не будет всегда вас расслаблять. Вспомните школу и стандартные кабинеты: если класс попадал на теневую сторону, а пространство было окрашено в зеленый или синий, то в нем было достаточно неприятно находиться весь урок, особенно в зимний период. Это не зависело от предмета или настроения — так реагировала наша физиология на цвет: хотелось поскорее выйти из кабинета.

Тест Макса Люшера — пример того, как каждый человек по-своему реагируют на цвета. Его правильная расшифровка иллюстрирует эмоциональное состояние, в котором вы пребываете в данный момент

А еще цвет влияет на нашу центральную нервную систему — это условный уровень. Система воспринимает цвет как информацию, и то, как она ее расшифрует, зависит от субъективных ощущений человека, его эмоций. Поэтому ЦНС реагирует на цвета по-своему в зависимости от жизненного опыта, например, фиолетовый может вам нравится, а может вызывать отвращение.

Развитие колористики: призма Ньютона, мрачный мир Гете, бесценный текстиль Шевреля

Колористика как наука сформировалась вместе с психофизиологией и наукой о цвете в целом. Это очень молодые науки, если их сравнивать вообще с историей существования человека. Но начальная точка развития — открытие физической оптики Исааком Ньютоном в 1672-м году. Он первый смог разложить свет на цветовой спектр и теоретически объяснить этот процесс. Так появилась физика цвета.

А вот психология цвета начала формироваться благодаря Иоганну Гете. Он экспериментировал с разными цветными стеклами: подносил одно близко к глазу и смотрел на окружающий мир сквозь него. Когда Иоганн таким образом изучал красное стекло, то заметил, что зеленый цвет сквозь него блокируется и листья дерева кажутся серыми или даже черными. Но Гете не мог теоретически объяснить этот процесс, поэтому современники его критиковали и не принимали предложенную концепцию. Гете описывал скорее свои ощущения, но  для будущих ученых его опыты послужили бесценной теоретической базой.

Цветовой круг Гете

Психология цвета продолжала развиваться и полностью сформировалась к концу XIX — началу XX века. Именно в это время активно развивалось производство: у одного предприятия разные заводы могли находиться далеко друг от друга, но каждый создаваемый элемент требовалось выкрашивать в одинаковый цвет с соблюдением всех стандартов качества. Для этого и требовались профессионалы-колористы. Только они знали, как правильно смешивать цвета, как каждый из них будет выглядеть на различных поверхностях и материалах. Одна из цветовых теорий в то время была разработана Мишелем Шеврелем, химиком, который работал начальником красильных мастерских. Он лично брал несколько образцов тканей с разными видами плетения и экспериментировал, как один и тот же цвет будет выглядеть на них.

Цветовой атлас Шевреля

Дополнительные цвета и комплиментарные, контрасты и гармония это путают все

Сведения о колористике в интернете очень разрозненные и противоречивые. Профессионал по нескольким фразам способен определить, какой источник лучше не читать. А обычный человек может ошибочно принять искаженные знания за действительность — отсюда и ошибки на практике. Поэтому следует очень аккуратно подходить к выбору статей и книг по колористике. Путаница может возникнуть даже на уровне терминов. Как вариант, русские издания по колористике называют дополнительными цветами те, которые складываются в пары и поддерживают друг друга, например, красный и зеленый. А в иностранной литературе такие цвета называют комплементарными. Если этого не знать, то уже на этапе знакомства с теорией может сформироваться ошибочное представление о взаимодействии цветов.

Еще часто путают понятия гармонии цвета и контраста. Контраст — понятия физическое: оно включает в себя то, как разные цвета взаимодействуют между собой. Например, если соединить серый и белый, то последний будет казаться темнее, а если серый положить рядом с черным, последний станет светлее — это и есть контрасты. Гармония цвета — совершенная другая область, она относится не к физике, а к тому, как мы сами воспринимаем цвет. Эти и многие другие теоретические нюансы важны для понимания теории, поэтому изучать теорию цвета лучше всего по проверенным источникам.

Скандинавская палитра, или как все не испортить в маленькой квартире

Колористика не работает по математическим формулам — вроде 2+2=4. Нет законов, которые бы одинаково работали в разных условиях. Но существуют обязательные принципы, которых всегда стоит придерживаться, чтобы не ошибиться:

  1. Ответьте в самом начале для себя на вопрос: «Вы хотите видеть жилье, скорее, светлым с темными и средними акцентами или темным с яркими и средними цветовыми акцентами? Это важно — определить цвет для помещения;

  2. Выбирайте из двух-трех базовых оттенков, не больше;

  3. Вы сведете шанс ошибки подбора цвета к минимуму, если возьмете за основу скандинавскую палитру. Она приближена к оттенкам окружающей среды. Эту натуральную палитру можно дополнять яркими контрастами, черным или белым, что никогда не испортит облик пространства. Плюс скандинавской палитры в том, что она идеально подходит для квартир с небольшой площадью — от 50 до 80 квадратных метров;

  4. Если же вы хотите добавить больше цвета в монохромную натуральную палитру, то яркие акценты лучше распределить по зонам. Так, в прихожей можно выделить зону с зеркалом — на него всегда обращают внимание. Не рекомендуется акцентировать цветом шкафы, потому что это движущиеся панели: их лучше тоже сделать монохромными, как стены. В гостиной на фоне монохромной эко-палитры отлично будут смотреться желтые подушки, светильник, торшер или ваза. И этого будет достаточно, чтобы добавить яркость и не нарушить гармонию;

  5. Не бывает неправильных сочетаний цветов — только неправильная работа с ними. Не бойтесь экспериментировать: делайте небольшие выкрасы нескольких вариантов на стене, так вы сможете увидеть, как цвета реагируют на дневное/ночное освещение.

Комментарии 0
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru